Дезадаптация в детском саду и что с ней делать

дезадаптация этоДезадаптация это возможная проблема, которая может случиться с каждым ребенком. Время, когда ваш ребенок начинает ходить в детский сад, наполнено вашей тревогой и переживаниями ребенка.

Вам страшно отдавать своего малыша в чужие руки, а маленький человек попадает в непривычную обстановку, ему нужно привыкнуть к новым людям, научиться общаться с другими детьми и воспитателями, приспособиться к режиму и дисциплине. Это время называется адаптацией. Но бывает и дезадаптация. Что же это такое?

Дезадаптация это проблема


Если адаптация — это приспособление организма ребенка к новым условиям, то дезадаптация это обратный процесс. И проявляется он тревожными признаками, которые приводят к тому, что от посещений детского сада придется отказаться. К сожалению родители (особенно молодые) по причине малого опыта и особого отношения к собственному ребенку не всегда правильно оценивают возникающую ситуацию. Лучше задать вопрос воспитателю, которая на фоне других детей видит вашего ребенка и может дать дельный совет.

Признаки дезадаптации:

  • Нарушение сна. Если ваш ребенок начал плакать по ночам, разговаривать во сне, писать в постель, хотя давно этого не делал, это тревожные сигналы.
     
  • Нарушение стула. У ребенка могут начаться запоры из-за того, что он боится ходить в туалет в группе, или жидкий стул перед детским садом, так как он сильно нервничает.
     
  • Повышенная активность или апатия дома после детсада, которая продолжается больше 3-6 месяцев.
     
  • Нежелание идти в детский сад, сопровождающееся плачем, истериками не только по утрам, но и в другое время.
     
  • Если ребенок неделю ходит в детский сад, а потом три недели болеет, это тоже сигнал дезадаптации.
     
  • Ребенок с плохим аппетитом может совсем перестать есть в детском саду, причем попытки накормить его сопровождаются тошнотой, а то и рвотой. Он плохо реагирует даже на запах еды в садике, просит забрать его пораньше, чтобы не кушать в группе.
  Очень часто предотвращают дезадаптацию хорошие семейные традиции. Правильно выстроенные внутрисемейные доброжелательные отношения успешно переносятся в коллектив детсадовской группы.

Причины дезадаптации

причины дезадаптации  Одна из причин, по которой ребенок может тяжело привыкать к новым условиям жизни – это его неподготовленность. Двухлетнему малышу нельзя сказать, что завтра он начинает ходить в садик, его надо долго и тщательно готовить к трудному периоду в жизни.

Второй причиной может быть ваше поведение. Если дома, придя из детского сада, вы устраиваете ребенку допрос о том, кто его обижал, как его наказывали и т.д., проявлять свою тревогу и беспокойство, ребенок будет приходить в группу настороженным, нервным, тревожным, ждать обид, бояться наказаний. В таком варианте дезадаптация это результат ваших не совсем корректных действий.

Третья причина – индивидуальные особенности вашего малыша. Если он чересчур привязан к матери, тяжело расстается с ней, даже оставаясь дома, то в детском саду ему будет во много раз труднее. Если же он спокойный, стеснительный, не умеет играть с детьми, то в группе малыши будут отбирать у него игрушки, обижать, обходить в общих играх.

Четвертая причина – несдержанность педагога. Разговаривая со своим малышом о детском садике, обратите внимание на то, о чем он говорить не хочет. Маленькие дети не всегда могут разобраться в отрицательных эмоциях и предпочитают о них не рассказывать, чтобы не вспоминать о переживаниях .

Не выспрашивайте у ребенка подробности, чтобы не расстраивать его лишний раз, лучше попробуйте присмотреться к работе воспитателей, не кричат ли они на малышей, не обращаются ли с ними грубо.

Это можно увидеть и по тому, как ребенок по утрам идет к педагогу. Если он боится, значит нужно срочно что-то менять.

Обычно дети привыкают к детсаду за 3 – 6 месяцев, они возвращаются к прежним играм дома, становятся спокойнее, идут в детский сад без страха и слез. Что нужно делать, чтобы адаптация малыша прошла благополучно?

Профилактика дезадаптации


профилактика дезадаптации  Чтобы ребенок быстрее приспособился к незнакомому ритму жизни, правилам поведения и общения, начинайте готовить его заранее. Прогуливайтесь мимо детского сада, когда там гуляют дети, обращайте внимание малыша на их игры, рассказывайте, как им весело и хорошо всем вместе.

Дома обыгрывайте увиденные ситуации с игрушками, старайтесь показать ребенку, как интересно зверюшкам или куклам обедать за одним столом, гулять и играть. Заканчивайте игру всегда тем, что приходят родители и забирают кукол домой. Так ребенку будет легче понять, что мама оставляет его в саду на время и скоро придет.

Отучите малыша от памперсов заранее, научите пользоваться горшком или ходить в туалет. Давайте ему больше самостоятельности, пусть он учится одеваться, обуваться, пользоваться ложкой за столом. Эти навыки необходимы ему в жизни в группе, их отсутствие ухудшит и увеличит время адаптации.

Первые месяцы посещения детсада старайтесь не напрягать ребенка походами в гости, просмотром телевизора или играми в компьютере.

Он и так очень устает от шума, обилия впечатлений и новых требований. Лучше посидите с ним вечером за книжкой или рисованием, поиграйте в тихие игры. Будьте с ребенком предельно ласковы, не ругайте за капризы или чрезмерную беготню по дому, за слезы при расставании на пороге группы.

Чаще разговаривайте с ним о садике, задавая простые вопросы: «Что вы ели?», «Что вы делали на улице?», «Чем занимались в группе?» и так далее.

При появлении тревожных признаков поговорите с педагогами группы, при необходимости проконсультируйтесь с психологом, а то и неврологом.

адаптация и дезадаптация  Если же проблема дезадаптации в педагоге – попросите заведующую о переводе ребенка к другим воспитателям.

Старайтесь закалять ребенка задолго до начала посещения детсада. Из-за нервных нагрузок иммунитет малыша во время адаптации снижается, ребенок начинает чаще болеть. Закаленный малыш легче перенесет встречу с чужими вирусами, принесенными другими детьми.

И адаптация, и дезадаптация зависят только от вашего внимания к собственному ребенку, терпения и любви. Отнеситесь серьезно к трудному этапу в жизни вашего малыша, не отмахивайтесь от его проблем, и постепенно ребенок начнет радостно собираться в детский сад и бежать в группу к новым друзьям, а вечерами делится с вами впечатлениями от игр, прогулок, хвастаться полученными умениями, рассказывать выученные с педагогом стихи.

И вам не нужно будет узнавать о том, что дезадаптация это отрицательная реакция организма малыша на новые условия жизни.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Мы пошли в сад 1,5 месяца назад и уже месяц сидим на больничном…Только дочка начала привыкать, а тут такая затяжная болезнь…
    Но с нашими детками в группе работает психолог, помогает освоиться и упокоить родителей. Потому что зачастую не столько ребенок не готов оторваться от мамы, сколько сама мама не хочет его отпускать. А детки все чувствуют. Адаптация — сложный процесс не только для ребенка, но и для родителей.

  2. Привыкать к новым условиям некоторым детям тяжело, мне кажется, в любом возрасте. Моему сыну почти четыре, и его вот уже как три месяца водим в детский сад. Долго ждали путёвку. И вот как эти три месяца у нас прошли. Первые две недели сынок был в восторге и от деток, и от новой обстановки и от воспитателей. Потом неделю болел. Далее начал неохотно вставать по утрам, с нетерпением ждать выходных. В группе плохо ест, говорит, что это не еда, а гадость. В группе холодно, т.к. поздно начали отапливать. За это время два раза опять на больничном побывали. Во всём остальном — общение с детьми и воспитателями, занятия, сон — все в порядке. Сыночка хвалили.
    Но, как мне кажется, его интерес к детскому саду быстро угас, скучно ему там. До детского сада он находился в окружении взрослых, или старших детей. Ровесники только на детской площадке — да и то он с ними не вступал в совместные игры. Дома у Даниила я наладила с рождения четкий режим, практически как в детском саду, т.к. мама у меня воспитатель, то мне в этом хорошо помогла.
    Ребенок истерики не закатывает, не плачет. Просто придумывает повод остаться или задержаться как можно дольше дома. Если честно, я не знаю, как правильно нужно выходить из этой ситуации. Но стараюсь, чтоб и дома ему было хорошо, и в сад шел с хорошим настроением.

  3. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here