Как правильно подготовить ребёнка к школе

как правильно подготовить ребенка к школе   В последние годы вопрос как правильно подготовить ребенка к школе стал далеко не праздным. Программа поменялась, ритм жизни тоже. Но родители дошкольников не представляют, что ждет их детишек в школе. Большинство родителей убеждены в том, что именно в школе ребенка обязаны научить абсолютно всем навыкам, «наполнить» знаниями его голову и приучить к порядку и дисциплине. Но сегодня требования таковы, что малыш должен прийти в школу с уже достаточно большим «багажом». Иначе ему придется справляться с нагрузкой, значительно большей, чем школьная программа. И это особенно актуально, если ребенок не посещал детский сад.

Так в чем же заключается подготовка к школе? Не просто же – привели 1 сентября и сдали учителю. Нет. Готовность ребенка к школе можно оценить по ряду навыков, которыми должен будущий первоклассник владеть уже перед первым сентябрем.

Разберем навыки малыша при поступлении в 1-й класс. Это как бы приватная рекомендация родителю.

Психологически-интеллектуальные

К семи годам у ребенка должна быть тренированной память: он должен знать стишки, считалки, все буквы (а лучше читать по слогам). Он должен уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, связно составлять рассказ по картинке и пересказывать прочитанный ему текст.

Особое внимание удели тому, как твой ребенок произносит звуки. Если есть дефекты речи, обратись к логопеду. Иначе «второй натурой» станет привычка и говорить, и писать с ошибками: «что слышу — то пишу». Переучивание в условиях учебного года отнимет гораздо больше сил и времени, чем заучивание сразу правильного звука.

Физиологические

как подготовить ребенка к школе  Главное мелкая моторика: будущий первоклашка должен уметь застегивать-расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви, самостоятельно управляться с вилкой и ложкой, и правильно их держать. Тогда и письмо он освоит быстро. Все очень взаимосвязано.

Мелкую моторику развивают такие занятия, как перебирание крупы, фасоли, лепка из пластилина и помощь тебе на кухне с тестом, вырезание и наклеивание аппликаций, лего и другие конструкторы. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше работает мозг малыша, тем выше его мыслительные способности.

Координацию движений развивают подвижные игры: прыгание на скакалке, ловля и «ведение» мяча, бадминтон и др. Далее осанка. Если она правильная, ребенок без особой нагрузки на тело выдержит 40 минут урока. Если нет, то это время уйдет не на усвоение материала, а на поиск ребенком удобного положения за партой. Если у твоего малыша нарушена осанка, иди к семейному врачу за направлением к хирургу. Лечебная гимнастика и другие превентивные меры помогут избежать искривления позвоночника.

Эмоционально-волевые

Это готовность ребенка следовать установленным правилам вопреки своим желаниям и способность регулировать свое поведение. А также умение оценить себя и других, свои и чужие действия. Обрести эти навыки помогают не бесконечные запреты «нельзя, не трогай, не делай», а настольные и другие игры с правилами: домино, шашки, «прятки», «салки», а также рисование, лепка.

Социальная готовность

Это умение взаимодействовать со сверстниками и другими, кроме родителей, взрослыми — персоналом школы, способность находиться (без родителей) и подчиняться требованиям «чужого» взрослого (учителя), быть и действовать в команде (классе), знать и соблюдать нормы общественного поведения.

В детском саду этот навык прививается в массовых мероприятиях: прогулках, утренниках, концертах и смотрах, где есть посторонние для ребенка люди — родители других детей, представители администрации.

Педагогическая готовность

педагогическая готовность  Это желание ребенка идти в школу. Оно, кстати, сразу выявляет отношение семьи к школе, ведь ребенок обычно «отражает» родителей.

Кроме этого будущий школьник должен знать имя и фамилию свои и членов семьи, домашний адрес и телефон, уметь ориентироваться во времени (который час, время года) и пространстве (лево, право, верх, низ), различать и называть цвета, считать до 20 и обратно, также решать простейшие задачки на «+1» и «-1». Например, было 2 яблока, дали (взяли) одно. Сколько стало (осталось)? Должен уметь объединять предметы или признаки в группы и отделять лишние, к группе не относящиеся.

Cегодня в школе нет «добукварного» обучения — буквы и звуки изучают в подготовительной группе детсада или в группе 6-леток в школе.

То же и с прописью. Поэтому, если у твоего ребенка этих знаний нет, и ему, и тебе придется приложить очень много усилий, чтобы он не попал в «отстающие».

Конечно, ему помогут и классный руководитель, и учитель «продленки», и школьный психолог, но лучше, если эта работа будет уже выполнена, а навыки закреплены в дошкольный период. Чтобы не было перегрузки.

Ответственность и дисциплина

подготовка к школе  Малыша надо подготовить к тому, что его учеба — это его работа, «оплата» за нее — отметки за знания, и это — его «вклад» в вашу семью. Школа — это учреждение, которое «живет» по правилам, обязательным для соблюдения всеми без исключения. Эти правила и есть «трудовая дисциплина».

Урок — время знаний и тишины, когда нужно внимательно слушать самому и не мешать слушать другим то, что говорит учитель. Спросить о чем-то можно, подняв руку. А разговоры и игры разрешены на перемене и после занятий.

Помни, что ты и учитель твоего ребенка компаньоны в его воспитании; цели и задачи у вас общие.

Но функция учителя давать твоему ребенку знания, а не восполнять «пробелы» недополученного им дома воспитания.

Как правильно подготовить ребенка к школе. Новый режим дня

Режим дня это важный механизм адаптации ребенка к школе. У «садикового» малыша особых проблем с режимом «труда и отдыха» не будет, ведь он уже привык рано ложиться и вставать. А «домашним» детям, возможно, придется составить и «домашнее расписание» приемов пищи, прогулок и отдыха, домашнего задания, вечернего туалета и отхода ко сну. И аккуратно и строго следовать ему, чтобы ребенок «втянулся» в новую для него жизнь, высыпался и успевал по предметам.

Запомни!
Усваивать учебный материал способен только выспавшийся, спокойный и здоровый ребенок.

Любой недосып — это стресс, он очень вреден для здоровья и успеваемости ребенка, т. к. всегда вызывает перегрузку всех систем организма. Полученные днем знания ребенок «перерабатывает» и усваивает во сне. Если он спит менее 10 часов, усвоения материала не происходит, образуется «пробел».

Кстати, и в выходные «режим» не отменяется! Да, тебе хочется отоспаться за неделю, понежиться в постели, забыв обо всем и вся. Но «школьная пора» потребует от тебя стальной выдержки и «ангельского» терпения. Когда ребенок подрастет, станет более самостоятельным, режим дня станет уже «условным рефлексом», и ты сможешь «расслабиться».

Предупреди учителя

готовность ребенка к школе   Если у твоего ребенка ослаблено зрение или слух, или есть заболевания нервной системы (например, эпилепсия), эти данные обязательно вносятся в медкарту, и о них сообщается классному руководителю. В первых двух случаях чтобы ребенка посадить за одну из первых парт, а во втором, чтобы в случае приступа быть готовым оказать ему первую помощь и предотвратить стрессовую реакцию у остальных детей в классе.

Важно!
В обычной школе могут учиться и дети с ограниченными возможностями (например, с ДЦП).

Школьные психологи и педагоги проводят специальные беседы с учениками. Но не лишней будет и твоя беседа с ребенком о том, как вести себя и что недопустимо в общении с такими детьми.

Два важнейших правила для родителя школьника:

  1. Не делай за ребенка то, что он может делать сам.
  2. Учи ребенка все делать самостоятельно.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Крайне важно при подготовке к школе – развитие волевых качеств ребенка, которые складываются из способности контролировать свои желания и поступки. Так, например, высидеть весь урок, ни с кем не переговариваясь, — достаточно волевой поступок для первоклассника.

комментарии закрыты.