Ваша семья приобретает квартиру. Как узаконить право собственности

регистрация права собственности на квартиру   Приобретение собственной квартиры – это особенно радостный момент для семьи. Чтобы распоряжаться жильём всецело, например, разменять, подарить или перепланировать на свой вкус, необходима регистрация права собственности на квартиру. Однако молодые люди, которые никогда раньше не сталкивались со сбором документов и походом в государственные органы, могут попросту растеряться, не зная куда идти и что готовить. Некоторые предпочитают нанять юристов или риелторов, чтобы те оформили всё, как надо. Но это бездумная трата семейного бюджета, ведь оформить квартиру можно самостоятельно за сравнительно короткий срок, не переплачивая посторонним десятки тысяч.


Уважаемые читатели! В наших статьях мы рассказываем о типовых способах решения юридических проблем, но каждая ситуация по-своему уникальна.

 
Если вы хотите узнать, как решать именно вашу проблему — напишите вопрос в форме онлайн-консультанта слева внизу.

Жители Москвы и области могут позвонить по телефону:
(499) 112-44-62,

С.Петербурга и области по телефону:
(812) 409-91-12,

Это быстро и бесплатно!

Регистрация права собственности на квартиру. Порядок


В России действует закон о регистрации прав владельцев жилья. И по этому закону регистрация права — это признание государством того обстоятельства, что именно вы владелец квартиры, и никто другой. Например, вы получили в наследство квартиру, и, по идее, вы – законный её владелец. Фактически это так, но пока у вас на руках нет документа, в котором чётко прописано, что конкретная квартира принадлежит именно вам на праве собственности, никаких сделок совершать вы не сможете: ни подарить, ни поменять, ни продать.

Право владения оформляется документально и информация о нём записывается в специальной базе.

В стране вся информация о квартирах, комнатах и домах хранится в большой информационной базе – едином госреестре (ЕГРП). Управляет этим всем Росреестр (это организация, которая занимается регистрацией и учётом недвижимости, его называют в обиходе «ФРС» (служба регистрации), «Юстиция», «отдел регистрации» и т.п.). Так вот, в этом огромном хранилище есть вся информация о каждом недвижимом объекте:

  • статус (квартира, комната и т.д.);
  • адрес;
  • характеристики (площадь общая и жилая, планировка, подведённые коммуникации и т.п.);
  • владелец;
  • кадастровый номер (он уникален и присваивается каждому объекту).

В реестр заносят и данные об обременениях, то есть такие сведения, которые подтверждают факты:

  • квартирой владеют несколько человек (долевая собственность);
  • квартира в аренде или в ренте;
  • квартира заложена по ипотеке
  • квартира (или ее часть) в аресте.
Чтобы узнать все данные по конкретной квартире, нужно просто заказать в Росреестре выписку из ЕГРП.

Как происходит оформление права на квартиру

Само право регистрируется довольно просто и быстро (10 рабочих дней – максимум):оформление права собственности на квартиру

  • вы пишете заявление и платите госпошлину;
  • регистратор возьмёт у вас документы и выдаст расписку;
  • проверит, правильно ли они составлены и нет ли оснований для отказа в регистрации;
  • запишет все данные в ЕГРП;
  • выдаст вам по расписке свидетельство на квартиру.

Где найти регистратора:

  • в каждом городе и районе есть отделение Росреестра (адреса можно найти на официальном сайте https://rosreestr.ru/);
  • в местном МФЦ (сейчас по стране стремительно открываются многофункциональные центры, так называемые «единые окна госуслуг»).

Кроме этого, инициировать процедуру регистрации можно и он-лайн, тоже на сайте Росреестра (на главной странице выберите «физическим лицам», затем «госрегистрация прав». Справа ниже в зелёном окне откроется вкладка «подать заявление на госрегистрацию прав». Заполните интуитивно понятную форму, приложите сканы нужных документов и ждите. На электронную почту вам придёт оповещение о вызове в Росреестр для завершения процедуры регистрации).

Госпошлина на регистрацию права собственности на квартиру

Госпошлина
это плата за государственные услуги. Она фиксированная по всей стране. На сегодня (2016 год) госпошлина за регистрацию стоит 2000 рублей. Если квартира оформляется на нескольких человек, например, на всю семью, госпошлина делится на всех (не с каждого по две тысячи, а делится).

Оплатить можно и он-лайн, при отправке документов, и в любом терминале. Обычно квитанцию выдаёт регистратор вместе с заявлением, а в любом МФЦ или отделении Росреестра есть терминалы для оплаты. Только имейте в виду – некоторые терминалы работают с комиссией. Поэтому, если не хотите переплачивать, сходите в ближайшее отделение Сбербанка и оплатите там.

Заявление на регистрацию прав собственности на квартиру

заявление на регистрацию прав собственности на квартиру   С заявления начинается процесс регистрации. Самостоятельно заполненные бланки у вас не примет регистратор, в системе Росреестра есть программа, с которой и работают регистраторы. Она автоматически формирует все нужные документы и присваивает им номера.

При подаче заявления он-лайн, считайте, что вы его уже заполнили, как только отправили форму с данными. А при очном обращении регистратор распечатает заявление из программы, которое вы подпишете. К заявлению прикладывается расписка в получении от вас документов.

На заметку!
Расписку изучите внимательно – все ли поданные вами документы в неё включены. Там же вы увидите контактный телефон регистратора и дату получения готового документа. Расписка будет передана вам, по ней нужно будет получить свидетельство.

Документы для регистрации права собственности на квартиру


Перечень документов зависит от того, на каком основании оформляется право. Но есть общие документы, обязательные для всех видов сделок:

  • паспорта сторон сделки;
  • свидетельства о рождении детей (если квартира или доля в ней оформляется на дочку или сына);
  • квитанция госпошлины.

По видам сделок нужно прикладывать:

  • договор купли-продажи (если квартира куплена по договору);
  • свидетельство о наследстве (если жильё унаследовано);
  • договор купли-продажи+кредитныйдоговор+закладная (при оформлении ипотеки);
  • договор дарения (если квартиру вам подарили);
  • договор приватизации (при переоформлении государственной квартиры);
  • решение суда (если приватизация совершалась через суд или судьёй было признано право собственности на квартиру или долю, либо устанавливался факт принятия наследства).

Свидетельство о регистрации права собственности на квартиру

свидетельство о регистрации права собственности на квартиру   Свидетельство о праве собственности является основным документом, который вы получите от регистратора в финале процедуры. Свидетельство всегда оформляется на бумаге по установленной форме. Сейчас выдают свидетельства, распечатанные на цветном жёлто-розовом бланке, до 2003 года бланки были зелёные (слышали выражение «зелёное свидетельство»? Это оно и есть).

Обязательные включения в свидетельство:

  • дата выдачи (может не совпадать с той датой, когда вы его получили, это время передачи заполненного и подписанного бланка инспектором регистратору);
     
  • документы-основания (зависят от вида сделки – договор дарения, купли-продажи, свидетельство на наследство и т.п.);
     
  • субъект права (владелец квартиры, его прописка и паспортные данные);
     
  • вид собственности (общая, долевая, с указанием долей);
     
  • кадастровый номер квартиры (под этим номером в госреестр вносятся все записи о квартире);
     
  • объект права (характеристики квартиры – этажность, площадь, количество комнат);
     
  • номер и дата записи (когда и под каким номером записывалась информация в реестре).
Внимание!
Если квартира оформлялась не на одного человека, то свидетельства выдаются всем совладельцам, а на обратной стороне указываются остальные сособственники.

Оформление квартиры в собственность, новостройка, инструкция

оформление квартиры в собственность новостройка инструкция   Регистрация права на новострой происходит по несколько другой схеме, отличающейся от стандартной. Чтобы обезопасить права тех, кто покупает квартиры в новостройках, государство регулирует деятельность застройщиков и регистраторов крайне жёстко.

Когда принимается решение о строительстве квартиры, дольщик (клиент, который вложит собственные деньги в строительство, чтобы получить квартиру) с застройщиком (владельцем или арендатором земли, на которой строится дом) заключает договор о долевом строительстве. Этот договор обязательно нужно регистрировать в Росреестре, иначе можно потерять все деньги, вложенные в строительство. Государство требует, чтобы перед началом регистрации договоров долевого строительства, застройщики предоставляли в Росреестр:

  • разрешение на строительство (без него дом может быть признан самостроем и подвергнут сносу);
     
  • проектную декларацию;
     
  • поэтажный план дома (с указанием количества квартир, их примерными площадями и условными номерами);
     
  • страховку ответственности (при невозможности достроить дом страховая компания выплатит ущерб дольщикам);
     
  • списки дольщиков (поимённые).

Если какой-то из указанных документов отсутствует в делах Росреестра, договор долевого строительства не зарегистрируют. Это говорит о том, что возможно дом строится без разрешения, либо договор на эту квартиру уже зарегистрирован. В любом случае, надёжнее договор расторгнуть.

Итак, когда договор долевого строительства зарегистрирован, а стоимость квартиры, указанная в договоре полностью оплачена застройщику, ваше право на квартиру возникло, можно его регистрировать. Основанием к регистрации будет акт передачи квартиры, подписанный вами и застройщиком.

Следующий шаг – составление техпаспорта квартиры с планом. На сайтах Росреестра или кадастровой палаты вашей области можно найти списки кадастровых инженеров, которые аттестованы Росреестром. По каждому инженеру есть информация, в том числе, и телефон. Не доверяйте тем инженерам, у которых нет аттестации.

Рекомендация
Прозвоните всем инженерам, узнайте о сроках и стоимости изготовления техпаспорта. Выберите того, который вам понравится. Заключите договор!

После передачи вам техпаспорта, нужно обратиться в Росреестр или МФЦ, захватив с собой:

  • свой гражданский паспорт;
  • договор долевого строительства;
  • техпаспорт квартиры.

Регистратор выдаст на подпись заявление, заберёт у вас документы и выдаст расписку. Через 10 дней получите свидетельство. Кстати, госпошлина та же – 2000 рублей.

Нюансы приобретения квартиры

документы для регистрации права собственности на квартиру   Способов приобретения собственного семейного гнезда несколько, например, покупка, подарок, ипотека или наследство.

Если квартира покупается в браке (в том числе и в ипотеку), она уже становится общим имуществом мужа и жены. По умолчанию доли мужа и жены в квартире равные. Если же она подарена, получена по наследству, или куплена ещё до брака, то это – только личное имущество. И в случае развода делиться не будет.

Регистрация права собственности на квартиру, которая куплена в браке, может оформляться либо сразу на обоих супругов, либо на одного из них. При этом не имеет значения, на кого будет выписано свидетельство на квартиру, доли считаются равными.

Если вам одобрена ипотека, учтите тонкости:

  • квартиры в новостройках дешевле, чем на вторичном рынке;
  • стоимость бетонометров в новостройках растёт вместе с домом (то есть, на начальном этапе застройки цена ниже, чем в финале строительства процентов на 40).

юридическая консультация

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Выделение доли может проводиться при разводе бывших супругов, если владели жильем на правах общей собственности. Если квартира принадлежит одному из супругов, то выделение доли невозможно, собственник остается прежний. Дети при этом не становятся собственниками, они имеют право проживания в родительской квартире и наследовать ее.

  2. Возможно оформление брачного договора для уже зарегистрированного брака, непосредственно перед покупкой квартиры. Если оформить его у грамотного нотариуса, супруг (а) не получит долю после развода.

Оставьте ваше мнение. Юридические вопросы задайте в форме слева внизу!

Please enter your comment!
Please enter your name here