Боязнь школы возникает не случайно. Стоит понимать такую ситуацию. Наступил первый учебный год. Казалось бы, все хорошо – малыш взрослеет. Однако вы вдруг видите, что ваш ребенок боится идти в школу, хотя раньше подобных страхов вы у него не наблюдали. На самом деле начало первого учебного года является для малыша значимым переходом с одного уровня на другой. И родителям это следует очень хорошо понимать.
Начало школьной жизни для шестилетнего ребенка сопровождается большим количеством стрессовых ситуаций, это может привести не только к немотивированному интеллектуальному истощению, а и к соматическому и физическому ухудшению здоровья.
Педагоги младших классов должны помнить, обучение ребенка в первом классе требует от него мобилизации всех интеллектуальных возможностей и физических ресурсов. Уже впервые дни обучения приблизительно у 75% детей падает уровень работоспособности, резко слабеет умственная активность.
В таком состоянии даже абсолютно подготовленные первоклассники могут проявлять негативные реакции: не коммуникабельность, замкнутость, избегать общения с одноклассниками, недоверие к учителям, боязнь отвечать у доски, неадекватно реагировать на замечания взрослых. Чем слабее (физически или ментально) ребенок, тем глубже психосоматические нарушения, которые сопровождают его школьную жизнь.
Что же такое страх? Страх – это эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации действительной или воображаемой угрозе жизни или благополучию человека. Угроза, которая вызывает реакцию страха, может быть как физической, так и психологической.
Страх основывается на инстинкте самосохранения и возникает под воздействием процессов, которые представляют опасность для человека как биологического, так и социального (моральное наказание, осуждение, изоляция, насмешка, унижение чувства собственного достоинства, нивелирование положения в коллективе) существа.
С вступлением ребенка в школу не редкими становятся случаи, когда проявляются так называемые “школьные страхи”. Чего же именно боится ученик? Ответ на этот вопрос может дать каждый взрослый стоит ему только вспомнить собственное детство. Перед ребенком с первого дня обучения в школе возникают типичные ситуации, которые являются возбудителями чувства страха: напряженное ожидание начала урока и его конца, с результатами достижений, неопределенность своего статуса в классном коллективе, ежедневное построение взаимоотношений с окружающими, новые уровни общения, эмоциональное напряжение.
Как же помочь ребенку справиться со своими страхами? Вот несколько правил:
- дать возможность понять природу страха. Научить, не стыдиться своих страхов, не загонять их глубоко вовнутрь своего подсознания. Объяснить, что все люди имеют свои собственные страхи и фобии.
- помочь ребенку разобраться в причине и природе страха, найти возможность побороть или преодолеть его. Он должен верить, что самостоятельно сможет победить чувство страха, активизировать свои внутренние ресурсы и преобразовать их в действие.
- необходимо помочь малышу в самопознании, повышении уверенности в своих собственных силах. Этому будут способствовать личностные взаимоотношения школьника в классе, которые способствуют внутренней гармонии в личностном и социальном плане.