Адаптация ребенка к обучению в школе должна занимать родителей еще до поступления в школу. Ваш ребенок скоро пойдет в первый класс. Знаете ли вы, насколько сложен для малыша период перехода от беззаботного детсадовского детства к сложному и достаточно тяжелому обучению в школе? Как подготовить ребенка к новому режиму, незнакомым учителям, необходимости учиться, чтобы начало обучения прошло наименее безболезненно, и малыш смог стать успешным учеником? Что должны делать и как себя вести вы, как родители, в это непростое время – первые месяцы первого класса?
Адаптация ребенка к обучению в школе
Первые дни, недели и даже месяцы школьного обучения могут стать для вашего ребенка толчком к успешности или отставанию. Очень многое зависит от вас.
Поступая в школу, ребенок оказывается в незнакомой обстановке, вокруг него много новых людей. Он вынужден много времени проводить сидя на уроках, в то время как его организм по-прежнему требует движения. Как определить, что подготовка первоклассника к школе прошла успешно и ребенок хорошо адаптируется к обучению?
Признаки нормальной адаптации
- Ваш малыш с удовольствием уходит в школу, рассказывает вам о том, что нового он узнал на уроках, делится впечатлениями о друзьях и учителе. Понимает цель: обучение, приобретение новых знаний.
- После уроков достаточно жизнерадостен, не выглядит утомленным, хорошо ест, не болеет или случаи болезни редки, не жалуется на разнообразные боли (болит животик, горло, голова).
- Научился ориентироваться в здании школы, может самостоятельно переодеться, сходить в столовую или буфет, легко общается в школе со взрослыми, при необходимости просит ему помочь.
- Появляются новые друзья в классе, о которых он вам с радостью рассказывает.
- Получает положительные эмоции от общения с учителями.
- Не жалеет о том, что ушел из детского сада.
Если вы видите все эти признаки у вашего первоклассника, значит, вы правильно подготовили его, адаптация первоклассника к школе прошла успешно.
Признаки дезадаптации
К наиболее распространенным признакам дезадаптации можно отнести:
- Нежелание идти в школу;
- Страхи, нарушения сна. Ребенок плохо ест, жалуется на головные боли, часто болеет.
- Не знает, где в школе туалет или столовая. Теряет вещи, не может сам одеться и раздеться, боится учителей.
- Ведет себя замкнуто, не знает одноклассников по именам, ни с кем не дружит.
- Сильно устает, часто плачет или находится в плохом настроении.
- Возможны капризы, игры или разговоры с соседями на уроках.
Это состояние сопровождается и нарушениями в учебе. Малыш плохо запоминает материалы уроков, не стремится отвечать на вопросы учителя, часто просто отсутствующе смотрит в окно.
Почему малыш так себя ведет? Чаще всего, в подобных нарушениях поведения детей виноваты родители. Их ошибки в отношениях с ребенком в первые дни школы нарушают процесс привыкания и мешают ребенку чувствовать себя полноценным школьником.
Какие ошибки совершают родители чаще всего
В это время вам нужно набраться терпения и такта, чтобы ребенок, и так находящийся в сильнейшем стрессе от серьезных жизненных перемен, не почувствовал себя лишним в своей семье и отстающим и ничего не умеющим в школе.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился. И первые ошибки малыша, его неумение решить простенькую задачку или слепить курочку с цыплятами, раздражает папу или маму, ждущих от своего чада гениальных достижений.
Стоит только несколько раз отругать ребенка или показать свое неудовольствие его успехами, как через некоторое время вы можете получить ребенка с целым букетом комплексов:
- Он будет не уверен в себе и своих возможностях;
- Решит, что вы его не любите, или будете любить, только если он будет хорошо учиться;
- Ребенок будет бояться писать или решать примеры, так как знает, что в случае неудачи вы будете им недовольны.
В итоге процесс обучения будет проходить у него все хуже, и вы получите двоечника или троечника.
Совет:
Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Помогите, подскажите, намекните. И обязательно отмечайте самый маленький успех.
Вчера у малыша не получалось написать эту букву, а сегодня он очень красиво ее написал. Похвалите, укрепите веру ребенка в свои силы, в то, что если он будет стараться, все у него получится.
Если ребенок идет в первый класс, и в первые дни вы стали отмечать у него признаки утомляемости, сонливость, нарушения аппетита, боли, постарайтесь:
- Как можно больше гулять с ним сразу после школы и вечером, перед сном. Берите на прогулки мяч, велосипед, ролики, чтобы ребенок мог подвигаться.
- Попробуйте ввести дневной сон после прогулки на время его привыкания к школе, иногда ребенку достаточно поспать полчаса, чтобы восстановить силы.
- Не отдавайте его в «продленку» в первые месяцы учебы, чтобы не увеличивать и так большое давление на психику ребенка.
После беседы с учителем вы узнали, что малыш невнимателен на уроках, не слушает учителя, не отвечает на вопросы.
Выясните, почему ребенку неинтересно на уроках. Возможно, вы слишком много внимания уделяли развитию у него навыков чтения, письма и счета, но не развивали образное и логическое мышление. Ребенок перестал понимать, что от него требуется в школе, поэтому «ушел в себя».
Помогут развить мышление рисование, разнообразные конструкторы, мозаика, логические игры, продающиеся в большом ассортименте в магазинах игрушек.
Мне кажется, что сейчас вся система образования построена на том, чтобы облегчить первокласснику жизнь. Когда я училась в школе, мне приходилось гораздо туже. Сегодня и в садике идет постоянная подготовка к школе, и дети по закону должны посещать подготовительную группу, и домашние задания в первом классе стараются не задавать, и оценки не ставят, чтобы не травмировать детей.
Но я все равно переживала, ребенка водила на курсы по подготовке к школе, некоторые из «выпускников» учатся с ним и сейчас, и им всем было гораздо легче прийти в коллектив, когда в нем уже были знакомые лица. Настраиваться на школьный режим начали с августа (рано вставать и рано ложится, чтобы не было так тяжело в первую смену ходить), с учителем обсудила сразу особенности своего ребенка. Она человек понимающий, так что никаких проблем с адаптацией мы на себе не почувствовали.