В обществе общение является естественным процессом, но даже у взрослых нередко возникают проблемы общения при осмысленных контактах между собой. Каковы же проблемы при контактах между детьми. Дети в процессе знакомства могут проявить растерянность, а во время разговоров со сверстниками могут бояться показаться смешным и слабым. Нужен опыт общения и проводник для получения этого опыта. И этим проводником должны выступить родители, которые должны показать ребенку что значит дружба и как действовать в той или иной ситуации в ходе общения со сверстниками. Не придавая значения неправильному общению своего ребенка со сверстниками, родители заведомо создают ему проблемы в будущем.
Возможные проблемы в общении
Конечно же, ребенок в возрасте 2-х – 3-х лет еще не готов к пониманию термина “общение”. Его больше волнует, во что же играют дети, которых он видит. Яркие картинки, необычные движения зачаровывают и заставляют даже “открыть рот” от впечатлений. По мере взросления ребята начинают сближаться с товарищами по игровой площадке/детскому саду и в какой-то момент могут найти своих первых друзей. Не всегда процесс сближения проходит гладко, и малыши нередко испытывают трудности в общении. Принято делить эти трудности на следующие категории:
- конфликты ребенка с другими членами коллектива;
- личностные конфликты;
- повышенная застенчивость ребенка.
Дети есть дети, и полностью устранить возможность появления разногласий со сверстниками не удастся. Однако стоит приложить максимум усилий, чтобы объяснить своему ребенку правила поведения и причины, по которым не следует их нарушать.
Как научить ребенка общаться со сверстниками. Общие правила общения
Обучение ребенка правилам общения задача не из простых. Особенно это касается возраста 2-х — 3-х летних, которые впитывают как губка и плохое и хорошее. Более того, в данном случае невозможно применить какую-то универсальную методику (да и нет такой), поскольку каждый малыш требует особого, индивидуального подхода.
Не смотря на сложность темы, детские психологи отмечают несколько важных правил, которые родители должны донести своему ребенку:
- Сопереживание и соучастие. Это правило является залогом хороших отношений. Следует втолковать своему ребенку непреложную истину – упал товарищ – помоги ему подняться, поцарапался – посочувствуй, поддержи его, поскольку товарищу больно. Друг получил в подарок интересную игрушку – порадуйся за него или вместе с ним. Урок важный, но жизнь показывает, что не все нынешние взрослые усвоили его.
- Дружбой нужно дорожить. Запомните, что малыши не воспринимают понятие «дружба». Наверняка вы уже встречались с ситуацией, когда после всего лишь одной игры со сверстником, ваш ребенок уже объявил его другом. Расскажите своему малышу (и не один раз) о дружеских и товарищеских отношениях. О том, что такое уважение, взаимопомощь и поддержка друга.
- Нужно быть честным и справедливым. Родители должны понимать, что в дошкольном возрасте дети склонны к фантазированию и приукрашиванию действительности. Конечно же, в играх такое детское свойство вполне допустимо. Но вот в общении со сверстниками фантазирование будет называться обманом, что недопустимо. В процессе взросления ребята уже должны будут понимать понятие “справедливость”, и как следует поступать в ситуациях, когда товарищи нарушают ее принципы.
- Люби себя, но уважай других. Очень важно, чтобы ваш ребенок имел самолюбие и уверенность в себе, но, чтобы эти качества не использовались для самоутверждения в среде сверстников путем оскорбления или унижения своих товарищей. Привыкнув к подобным методам общения, ваш ребенок во взрослой жизни столкнется с множеством проблем.
- На обиженных воду возят. Не имея еще жизненного опыта наши малыши могут негативно отреагировать буквально на любое действие сверстников. Это может быть плохое слово или обидное прозвище. Да даже “косой” взгляд может быть воспринят как провокация. Объясните все эти моменты своему ребенку, подскажите ему как вести себя в подобной ситуации чтобы не выглядеть некрасиво в глазах сверстников, но и не впадать в истерику при любом неосторожном слове в его адрес. Очень желательно, чтобы ваш ребенок был максимально стрессоустойчив. Ему же будет легче в жизни.
Важная тема для понимания – ребенок и коллектив. Родители не всегда понимают, что ребенок дома и в коллективе (особенно в отсутствии родителей – в детском саду) это два разных малыша. Дома ваш малыш спокоен и приветлив, поскольку нет раздражителей. А в среде сверстников он превращается в суперподвижного. Это касается как мальчиков, так и девочек.
Появился в группе новый малыш. Мама вполне понимающая, расположенная к диалогу. Однако уже через неделю начала задавать вопросы, связанные с тем, что ребенок приходит из детского сада весь в песке. Но ведь дома он очень спокойный.
На что пришлось рассказать, как ее сын пришел в коллектив и как стал себя вести с остальными ребятами. На прогулке он бегает по участку, задирает всех остальных, обсыпается песком. На замечания реагирует, но забывает о них уже через пару минут и все повторяется снова. Думаете, мама поверила?
Родителям малышей лучше всего понимать, что воспитатель детского сада в меру своего жизненного опыта пытается помочь вашему ребенку безболезненно вписаться в коллектив и помогать воспитателю, а не становиться в позу обиженных.
Как помочь робкому ребенку найти друзей
Так случилось, что у вас робкий ребенок. Это не нечто из ряда вон выходящее, поэтому не стоит думать, что ваш ребенок будет изгоем. Ситуация достаточно распространенная. В ней нет ничего плохого. Не зря говорят: ”Скромность украшает человека”. Конечно же робкому ребенку сложно присоединиться к компании сверстников по причине стеснительности. Завести новое знакомство? Нет, такие малыши лучше себя чувствуют в привычном окружении, например, рядом с родителями.
Однако со временем врожденная робость может перерасти в комплекс. Это родители должны понимать и помочь ребенку с социальной адаптацией, то есть устранить дискомфорт при общении со сверстниками.
Помощь родителей может заключаться в следующем:
- Содействуйте в знакомстве своего малыша хотя бы с одним из сверстников. Приобретение такого опыта поможет понять ребенку процесс знакомства и в следующий раз новое знакомство пройдет менее болезненно.
- Прорабатывайте сценарии общения. Инсценируйте в домашних условиях (в виде игры) общение вашего малыша с другими детьми, проработайте с ним буквально в лицах ситуации, которые могут его смутить, чтобы ребенок был готов к ним. Это придаст ему уверенность при общении.
- Повышайте самооценку вашего малыша. Вполне может быть ваш ребенок просто не уверен в себе. Позволяйте себе хвалить его, но к откровенной лести не прибегайте. Все должно быть по-делу.
- Время от времени ослабляйте контроль за малышом. Конечно же, “боковым” зрением наблюдайте, но чтобы у ребенка создавалось впечатление свободы. Ваш ребенок может просто бояться вашей критики его общения со сверстниками. Иногда стоит промолчать.
Но следует помнить, что малыши часто копируют поведение взрослых. По этой причине при возникновении сложных ситуаций нужно посмотреть все ли вы делаете правильно.
Как научить малыша 2-3 лет общаться со сверстниками
Важно учить малыша общаться с самого раннего детства. Тогда, по мере взросления, в детском саду и в школе, у него будет гораздо меньше проблем в налаживании контакта со сверстниками.
Маленькие дети дружить еще не умеют. Они играют с другими детьми, интересуются общением с ними, но в этом общении пока нет элемента совместности. Для них это больше нахождение бок о бок на общей территории, где у каждого малыша своя роль. Поэтому ребенок возмущен, когда его сосед делает что-то не так, как ему хочется, например, отбирает игрушку, ломает построенный песочный замок или долго катается на качелях, не уступая очередь, толкается на лестнице на горку. Вам предстоит помочь малышу разобраться в сложившейся ситуации и научить его правильно общаться в коллективе.
Твое и мое
Чаще всего малыши ссорятся из-за игрушек. Ребенок может не давать играть своими куклами или машинками другим детям или отнимать их игрушки. Но не нужно говорить карапузу о том, что нехорошо быть жадным. Личная вещь для ребенка это его продолжение. И если он не хочет отдавать свое богатство, то это абсолютно нормально.
Важно, чтобы сначала малыш понял и почувствовал, что такое “мое” и “чужое”. Попробуйте предложить детям поменяться игрушками. Пусть кроха поймет, что он снова получит свою вещь обратно, а делиться очень выгодно.
Не надо мешать
Детская площадка место столкновений. Заметьте, что если в стычку вмешиваются родители, то шуму становится еще больше. Чувствуя поддержку взрослых, обиженный поднимет рев, а обидчик ни за что не станет просить прощения и раскаиваться. Дайте детям возможность самостоятельно навести порядок.
Понаблюдайте со стороны за играми детей, за тем, как поступает ваш малыш, умеет ли он защитить себя, наладить контакт с другими детьми. Посмотрите на сильные и слабые стороны малыша. Разработайте план занятий с ребенком и приступайте к его выполнению.
Гнев это плохо
Ребенок чаще всего злится тогда, когда он устал, перевозбудился или не знает границ дозволенного. Если вы сделали малышу замечание, а он продолжает кричать и вести себя агрессивно, немедленно уводите его домой. Объясните ему, почему он подвергается такому наказанию. При всех его обещаниях так себя больше не вести, не меняйте своего решения. Ребенок должен раз и навсегда понять, что раздражаться и кричать недопустимо.
Совместные игры
Некоторые вопросы можно решить, применив какой-нибудь забавный метод. Например, если кто-то дразнит вашего ребенка, не спешите осаждать обидчика. Поиграйте с детьми, постройте рожицы. Пусть карапузы присоединятся к вам. Похвалите того, у кого это лучше всех получилось. Увлекшись игрой, дети помирятся.