Все мы в этом мире потребители – энергии, товаров, услуг. И не редко потребительские права нарушаются. Если вас или вашего ребёнка обидели работники магазина, садика, школы, то знайте, что в России есть, кому защитить нарушенные права во всех сферах деятельности. Нужно лишь понять, по какому принципу осуществляется защита прав потребителей, куда обращаться и кому жаловаться, в той или иной ситуации. В России ведь существует целая система защиты потребительских прав и на местном, и на региональном, и на федеральном уровне.
Что такое защита прав потребителей
Законодатели пояснили, что потребитель – это тот, кто собирается приобрести или уже приобрёл какой-то товар или услугу для личного или семейного пользования. Покупатель, клиент парикмахерской, родители ученика – это всё потребители.
При этом потребителем может быть только физическое лицо, то есть человек – вы, дочка, сын, мама, но не организация. Правами организаций занимается арбитраж, а вашими личными – различные ведомства, о которых поговорим ниже.
При всём при этом защита потребительских прав – это некий «разбор полёта», то есть детальное рассмотрение ситуаций, которые произошли между потребителями и исполнителями. Причём законодательная система защиты ваших прав весьма серьёзная.
Закон РФ о защите прав потребителей
В России потребительские права регулируются несколькими правовыми актами:
- Конституцией;
- Гражданским кодексом;
- Законом о защите потребительских прав (ЗПП).
Чаще всего применяется именно закон о ЗПП, потому что в нём чётко разъяснены права потребителей и последовательность действий в спорных ситуациях.
Вам предоставлена некачественная услуга? Закон разъясняет, как само понятие, так и порядок ваших действий. В законе некачественной признаётся такая услуга, которая сделана с недостатками, то есть она не соответствует законам или договору.
Например, бригада строителей вам подрядилась сделать ремонт в квартире. Наверняка, как человек благоразумный, вы заключали договор подряда. После ремонта вы увидели, что вразрез условию договора на пол постелен не ламинат, а линолеум. Это и есть некачественно оказанная услуга.
Или такой момент – купленный фотоаппарат отказывается фотографировать после его распаковки дома. Тут на страже опять защита прав потребителей, закон о возврате товара. Вернее, не совсем закон, а статья 18 Закона о ЗПП. В статье чётко расписано, что бракованные покупки можно и нужно возвращать обратно в магазин.
Или платьишко дочке вы купили, а дома после примерки оказалось, что оно маловато. Можно поменять! А если менять не на что – верните платье и заберите обратно деньги.
И на страже Закона стоят различные ведомства и целые департаменты.
Управление по защите прав потребителей
Ваш ребёнок в магазине нечаянно задел витрину и что-то разбил? Наверняка охранники вызовут администратора и вас попросят оплатить испорченные товары. Однако не стоит сразу соглашаться платить, ведь тут ситуация спорная:
- либо ребёнок нахулиганил умышленно;
- либо товары выставлены без учёта поведения покупателей (выполнены ли нормативы по расстоянию между товарными стеллажами).
Так как вы и есть потребитель, требование оплаты за то, в чём вы не виноваты – это прямое нарушение потребительских прав! В подобных ситуациях, если вас удерживают силой и заставляют платить, звоните в полицию!
Такие и подобные ситуации призвана разбирать служба защиты прав потребителей. Называться служба может по-разному – комитет, департамент или отдел по правам потребителей. Почти всегда такие отделы располагаются в местной администрации – районной или городской.
На официальном сайте вашей местной администрации можно разузнать и адрес, и телефон службы. Но есть и федеральная служба, которая выше местных или региональных отделов. Это Роспотребнадзор. У службы есть свой сайт http://rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/zpp/ и телефон горячей линии 8-800-100-00-04.
Эти данные наверняка вам помогут достучаться до правды, если вы не нашли её в местной администрации.
Кроме Роспотребнадзора есть и другие ведомства, куда можно идти с жалобой.
Узконаправленная защита прав потребителей, куда обращаться и кому жаловаться
Ведомств по защите потребительских прав несколько. Вот основные:
- Вас или вашего ребёнка обвесили или обсчитали в магазине или на рынке? Это экономическое преступление, направленное на незаконный отъём денег. В этом случае ищем в городе УБЭП. Телефон можно узнать в местном отделении полиции по телефону 02 (со стационарного телефона) или 110 (с мобильника).
- На медицинские организации, врачей, медсестер по вопросам обслуживания или поведения жалуйтесь в местный (городской или районный) департамент здравоохранения. И адрес, и телефон можно так же узнать на сайте администрации.
- На школы, учителей, воспитателей детсадов жалуйтесь в местный же департамент образования.
- На банковских работников можно направить жалобу в ЦБ РФ он-лайн http://www.cbr.ru/.
В принципе, можно жаловаться напрямую в Роспотребнадзор, заполнив форму «обращение граждан» на сайте. Это и быстрее, и надежнее. Тут вы будете уверены, что проблему не «спустят на тормозах».
Когда я оформляла рассрочку в фитнесцентре, я не знала, что клуб потом сразу вперед с банка снимает деньги. Когда я захотела расторгнуть договор, мне в клубе сказали: вы же взяли в кредит деньги, чтоб нам Оплатить! Я в кредит в банке не брала, а вносили свои деньги. Если я ходить не буду, за что я должна платить?
В последние несколько лет это типичная ситуация. Делают скидки, собирают с народа деньги и ничего не отдают.
Кто пойдет судиться из-за 10 — 15 тысяч, если на сам судебный процесс не меньше придется выложить.