Домашнее обучение в школе, что это такое – вопрос, который задают несведущие родители в момент непонимания ситуации с учебой своего ребенка в школе. В случае состояния здоровья, при котором ребенок не может посещать занятия в школе, все достаточно ясно. А если ребенок здоров?
Да, как обычно, родители включаются в суету подготовки к учебному году с собраниями, посещениями магазинов одежды и обуви. И вдруг выясняется, что чей-то ребенок ходит в школу через силу, а чей-то вообще пытается под любым предлогом пропустить занятия.
Что делать в этом случае? Наказывать? Но этим делу не помочь. Разбираемся.
Дети не хотят ходить в школу. Причины
История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.
Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.
Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу
Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.
Вот что говорили родители:
- есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени;
- учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей;
- сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых;
- часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана;
- переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику;
- проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия;
- часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.
В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.
Почему дети не хотят ходить в школу
Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.
Вот что думают и говорят дети:
- Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны.
- Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой.
- Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней.
- Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.
К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.
Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.
Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения. Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.
Домашнее обучение. Законные основания
В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.
На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.
Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.
В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.
Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.
В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.
В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.
Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению. Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.
Домашнее обучение в школе, что это такое и какие есть варианты
В мировой практике обучения приняты шесть вариантов домашнего обучения:
- Анскулинг. Английский термин, означающий “вне школы”. Этот рискованный вариант предполагает полный отказ от школы и школьной программы. Будущее малыша под большим вопросом, поскольку общие школьные программы разрабатываются большими коллективами специалистов, а родители, посчитавшие себя великими педагогами, чаще всего допускают большую ошибку. Есть единицы уникумов, которые могут себе позволить более или менее успешно подготовить своих детей к взрослой жизни, но это единицы. По этой причине вариант анскулинга в России запрещен.
- Домашнее обучение. Это обучение в тесной связи со школой, ее программой и школьными учителями. Этот вариант как раз связан с состоянием здоровья школьника. Медицинское заключение рекомендует перевести ребенка на домашнее обучение и школьные учителя на законных основаниях индивидуально занимаются на дому по общеобразовательной программе. Самостоятельные, контрольные работы, сдача экзаменов – все на дому.
- Домашнее обучение с частичным посещением школы. Этот вариант домашнего обучения также связан с медицинскими показаниями. Однако детям с рядом заболеваний разрешается посещать некоторые уроки, чтобы ребенок не сильно отрывался от коллектива.
- Семейное образование. Это вариант, в котором родители организуют учебный процесс самостоятельно. В качестве учителей могут выступать сами родители или приглашенные репетиторы. Ребенок прикрепляется к школе, обучение осуществляется по официальной школьной программе с ежегодными экзаменами и аттестацией. В качестве обязательного условия для последующего получения официального аттестата об окончании школы выдвигается независимое экзаменационное оценивание.
- Экстернат. Это заочное обучение по школьной программе по договору с администрацией школы. Контрольные и экзамены ученик сдает сразу по курсам без промежуточного контроля.
- Дистанционный метод. Современные средства коммуникации (скайп, например), предоставляемые Интернетом, позволяют проводить обучение в домашних условиях с иллюзией присутствия. Все контрольные выполняются в режиме онлайн. При выборе данного метода детали согласуются с администрацией школы в виде договора. Этот метод удобен в случае удаленного от школы проживания ученика.
Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе
Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны. Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент. Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка.
Достоинства:
- для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов;
- ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями;
- нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни;
- родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития;
- для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам;
- значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем;
- для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.
Недостатки:
- низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни;
- на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения;
- отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения;
- отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта;
- длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.
Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации
Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.
Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
Затем вам следует:
- собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
- написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.
Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.
Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.
Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления. А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.
Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.
Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.
Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.
При переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.
Сама когда-то столкнулась с подобной проблемой. У моей племянницы в старших классах случился серьёзный нервный срыв из-за проблем в школе. Родители перевели её на домашнее обучение. Это ей помогло нормально закончить школу, потому что иначе она вообще отказывалась посещать уроки. Потом она вполне успешно поступила в институт, душевные травмы зарубцевались. Домашнее обучение стало выходом из трудной ситуации, и на будущее девочки никакого серьёзного отпечатка не наложило. Она не стала дикой, необщительной и т.п. Так что ничего страшного я в этом не вижу.