Как научить ребенка читать и кто должен этим заниматься

как научить ребенка читать   Как научить ребенка читать, если нет времени, да и желания? А может этим займутся воспитатели в детском саду или учитель в школе?

Категорически неправильный подход родителей, задающих такие вопросы, но, к сожалению, эта ситуация имеет место в жизни. Не стоит забывать, что будущее вашего ребенка зависит только от вас, уважаемые родители. А чтение в этом будущем занимает очень важное место и слабые навыки перед школой, когда ребенок, придя в первый класс, не сможет прочитать предложение из учебника, гарантируют проблемы в школе и дальше в жизни.

Дорогие родители! Займитесь своими малышами. Научите их читать, считать и писать. Только вам это надо. Никакие чужие тети и дяди не сделают для вашего ребенка то, что можете сделать только вы.

Учат ли читать детей в детском саду или в школе

В большинстве случаев родители не задумываются о том, насколько сложной для их ребенка является задача выучить буквы, научиться складывать слоги. Но ведь главное не в этом.

Малыш должен научиться воспринимать прочитанный текст, осознавать его, а затем и воспроизводить.

В связи с этим, дебаты о раннем обучении чтению являются некорректными с точки зрения невропатологов, которые предупреждают о возможности нанесения вреда малышу этими действиями. Принудительное обучение может вызвать невроз, бессонницу и другие психологические проблемы. Если мозг ребенка еще физиологически не готов к восприятию информации, то нужно на время отодвинуть обучение чтению.

Спросите, как определить готовность? Все просто и вы это сможете определить самостоятельно:

  • у ребенка сформировалась речь;
  • для ребенка не составляет сложности говорить сложными предложениями;
  • малыш способен изложить связный рассказ по какому-либо поводу;
  • ребенок может улавливать на слух звуки в речи (фонематический слух);
  • малыш уже способен правильно произносить звуки речи.

По мнению опытных педагогов и психологов, описанные возможности у большинства детей развиваются к пяти годам. Услышав это, родители радостно потирают руки – так в детском саду научат читать – они же должны. Или, в крайнем случае, в школе.

Уважаемые родители – вы несколько отстали от жизни. В детском саду и в школе за прошедшие 4 – 5 лет программы сильно изменились. Более того, ни в детском саду воспитатели ни в школе учителя ничего вам не должны. Да, еще в ваше время посещения детсада или младших классов школы все было – и обучение и “натаскивание”. Сейчас программы сильно усложнились и времени на обучение чтению просто нет.

Ответственность за обучение чтению детей полностью лежит на родителях.

Чем все же может быть полезен детский сад при обучении чтению. Прежде всего, занятия там все же ведутся. Особенно в логопедических группах. Активно используются кубики Зайцева, а это уже кое-что.

Учитывая то, что малыши имеют разные темпы физиологического развития, в старших группах (к пяти годам) чаще всего есть один или несколько малышей, которые уже получили навыки чтения. Такие дети, как правило, самостоятельно стремились освоить чтение. Так вот остальные малыши, видя пример, пытаются ему следовать. Конечно же, есть и такие, кому этот пример безразличен. Но родителям по этому поводу расстраиваться не стоит – перерастут.

Что же педагогика рекомендует родителям малышей для обучения чтению.

Как правильно учить ребенка читать

Поскольку ответственность за обучение чтению на родителях, вы должны хотя бы немножко знать о методиках, которые на сегодня имеются. Не факт, что вы их будете скрупулезно применять, но элементы использовать стоит. Это в ваших и вашего ребенка интересах.

Существующие методики:

  • Фонетический метод. Считается, что это проверенный временем и эффективный способ обучения. Ребенок последовательно (по алфавиту) учится произносить буквы и звуки, затем переходит к слогам с последующим объединением слогов в слова. Азбука вам в помощь
     
  • Лингвистический метод. Это пословный метод, который за основу берет живую речь. За единицу обучения принято слово, которое часто используется в общении.
     
  • Метод целого текста. Этот метод можно использовать для детей, которые уже имеют навыки чтения. Дальнейшее совершенствование навыка чтения осуществляется за счет пополнения словарного запаса новыми словами.
     
  • Кубики Зайцева. Метод, предложен Николаем Зайцевым лет двадцать назад. Как и кубики Зайцевавсе новое метод получил популярность. В основе метода кубики (они так и называются – кубики Зайцева), на гранях которых написаны так называемые склады (единицы языка) и специальные таблицы.
     
    Опыт применения этого метода показал, что в качестве основного метода он не годится. Ребенок, учившийся только по этой методике, при чтении проглатывает окончания слов, а в начальной школе у него возникают трудности с фонематическим разбором. У метода также отмечается непоследовательность.
     
  • Методика Глена Домана. Методика пришла из США и основана на запоминании и произношении слов целиком. От слов осуществляется переход к небольшим текстам. Как и в случае с ЕГЭ ребенок при использовании этого метода просто пассивно запоминает слова и также механически складывает их в предложения. Никакой выдумки и работы мозга. В качестве отдельной методики вряд ли можно использовать.
     
  • Система развития Павла Тюленева “МИР”. Популярность этой системы в настоящее время весьма высока. Ознакомиться с методикой можно в авторской книге “Читать раньше, чем ходить”. Название говорит само за себя. Смелое предположение автора, что ребенка можно научить бегло читать уже к двум годам, вряд ли способно реализоваться в ЛЮБОЙ семье, поскольку метод требует большой работы прямо с рождения.

Сухое перечисление методов обучения детей чтению нам показалось в итоге скучным. Захотелось “живого” впечатления. Беседа с одной из родительниц соседнего детского сада вылилась в рассказ о своих впечатлениях.

Рассказ мамы

Раньше как было? Мы, полные энтузиазма малыши, с букетами и портфелями, шли в школу. Там мы учили буквы, рисовали закорючки…

Эх, были ж времена…
Теперь мы уже сами родители, и нашим детям вскоре предстоит пойти в первый класс. Известно, что при поступлении в школу дети уже должны уметь читать, считать, решать простые математические задачи, логически мыслить.

Оно и понятно — ребенку, имеющему кое-какие навыки, будет гораздо проще в школе. Не только в плане обучения, но и в плане адаптации, так как школа — новое общество, новые правила, новый распорядок дня. Ко всему этому надо привыкать. К тому же, если ребенок еще не знаком с буквами и цифрами, обучение в школе будет гораздо тяжелее.

Напоминание. Если ребенок при поступлении в школу умеет бегло читать и писать, ему будет проще адаптироваться, и школьная программа будет даваться легко.

Как научить ребенка читать

как правильно учить ребенка читать  Итак, нужно учить ребенка читать. Мы, мамы, начинаем думать об этом даже раньше, чем ребенок начинает самостоятельно ходить на горшок. И немудрено — интернет так и пестрит рассказами о том, что один ребенок уже читает в три года, а другой ребенок с младых ногтей цитирует Пушкина…

К тому же нашему вниманию предлагается бесчисленное количество обучающих методик, предназначенных для детей разных возрастов, в том числе и грудничков.

Важно! Какая именно методика подходит именно для вашего ребенка — можно выяснить методом проб и ошибок, а так же опираясь на опыт тех, кто уже прошел через это.

Поэтому спешу поделиться своими выводами.

Когда родился старший сын, он, по моему мнению, конечно, был самым красивым, самым лучшим, самым умным мальчиком. И непременно должен быть всесторонне развитым. И уметь все делать лучше всех и раньше всех.

Вот с целью воспитать маленького гения, я стала искать в интернете всякие развивающие занятия и узнала о методике Домана-Маниченко «Умница. Чтение с пеленок». Это карточки с изображением и надписью. Суть заключается в том, что ребенок видит слово, написанное на карточке целиком, и запоминает его. Научился ли ребенок читать эти слова, или называл только потому, что запомнил на слух — сложно сказать. Однако, когда ребенок начал уверенно ходить и бегать, эти карточки ему надоели и он просто стал убегать и предпочел чтению активные игры. И я до поры до времени оставила эту затею.

Когда ребенку было уже ближе к пяти, он сам начал проявлять интерес к чтению. Спрашивал, как называются буквы, стал проявлять интерес к книгам. И тут-то мы и начали учиться читать по старому доброму Букварю. Складывать буквы и слоги оказалось интереснее, чем изо дня в день просматривать одни и те же картинки.

И я сделала вывод, что учить ребенка читать надо не раньше трех лет, возможно даже позже, когда малыш уже сам готов к этому, хорошо разговаривает и запоминает.

Средний сын стал интересоваться буквами чуть раньше, на примере старшего. Но малыш он неусидчивый, эмоциональный, поэтому решили применить методику Зайцева. К тому же этот метод хорошо подходит для леворуких детей, а также для детей с психоэмоциональными нарушениями.

А все потому, что запомнить склад или слово в игровой форме удается легко. Методика Зайцева является популярной уже не одно десятилетие. Так что с уверенностью заявляю, что кубики Зайцева — отличное решение для активных детей.

Кстати, поймала себя на мысли, что методику Домана мы все-таки используем. Например, когда на прогулке читаем с детьми вывески «Аптека», «Магазин», «Кафе» и тд, ведь они запоминают эти слова целиком. Было бы неправильно говорить о том, что какая-то из методик хорошая, а какая-то — плохая. Вопрос лишь в том, что кому-то подходит одно, а кому-то — другое.

Важно! Для того, чтобы научить ребенка читать, хороши все методы, в зависимости от характера и способностей ребенка.

Ребенок не хочет учиться читать

Ну а как же быть, если малыш совсем не хочет заниматься? В случае если ребенок не хочет учиться читатьребенок совсем крошка, он, возможно, просто не готов и с чтением придется повременить. Ну, или же взять инициативу в свои руки, и попытаться увлечь ребенка, ведь главная причина такого нежелания — скука.

Вот что надо делать:

  • Постарайтесь сделать занятия максимально интересными. Учите в игровой форме. Возможно, это будут кубики с буквами, или же игра по ролям «Учитель и ученик». Или же любая другая игра, кому, как не вам знать, что именно заинтересует вашего малыша.
     
  • Не переусердствуйте. Не надо заставлять ребенка, если он категорически против. Тем самым вы можете напрочь отбить у него желание учиться.
     
  • Не упрекайте за ошибки, ведь мы не хотим, чтобы ребенок боялся или стеснялся. Обязательно хвалите. Даже за малейшие успехи.
     
  • Если ребенок устает, сокращайте время занятий. Вместо получаса можно, например, заниматься дважды в день по 15 минут.
     
  • Внесите в занятия динамику. Меняйте задания. Используйте разные подсобные материалы: бумагу разных цветов, цветные ручки.
     
  • Самое важное — читайте с детьми книги. Во-первых, увлекательные истории и сказки будут интересны ребенку. А во-вторых, читающие родители будут хорошим примером для подражания.

Легкий способ – учим гласные

Вот еще одна методика, которая показалась полезной, чтобы ее рассмотреть. учим гласныеОна состоит из трех этапов.

Этап 1. Учим с ребенком только гласные буквы. Букв всего 10 в алфавите, поэтому на это заучивание, как правило, уходит не очень много времени. Для правильного заучивания необходимо изготовить бумажные кружочки. Их будет десять. Рекомендуемый диаметр 10 сантиметров – хорошо видно и удобно читать. Кружочки следует покрасить в красный цвет, поскольку в звуковых схемах этим цветом обозначаются гласные, поэтому будет согласованность.

Каждый гласный звук нужно озвучить малышу и ПРОПЕТЬ с ним. Как пропеть – в видео в конце статьи.

На начальном этапе изучения гласных, кружки с их изображением можно развешивать по квартире с последующей заменой местоположения. После запоминания малышом гласных, кружки можно и не применять.

Один из методических приемов в процессе заучивания гласных – игра в прятки. Малыш должен в разных словах искать заданную гласную букву. Эта игра позволяет стимулировать запоминать и начертание гласной буквы и как она выглядит в словах.

Этап 2. Читаем отдельные слоги, и постепенно переходим к чтению простых слов. Главное, чтобы ребенок постепенно запомнил как формируются слоги. После освоения трех – четырех гласных и слогов с ними, можно переходить к простым словам. Занятия не должны превышать 10 минут и проводите их в игровой форме. Можно использовать карточки со слогами. Ищите приемлемую форму именно для вашего малыша. Чтобы ему было интересно осваивать новое.

Этап 3. Переходим к чтению сложных слов. Можно написать несколько знакомых малышу слов и развесить листки в квартире. Время от времени повторяйте эти слова. Можно менять их местоположение. Все эти движения помогут ускорить обучение.

Важно! Чтобы понимать, как научить ребенка читать, нужно экспериментировать. Попытайтесь использовать части методик. Соедините выбранные части. Если не получается, поменяйте шаги и этапы.

В любом случае дети разные и подходящие для них методики нужно искать.

Например, поем гласные:

6 КОММЕНТАРИИ

  1. У меня дочка начала говорить достаточно рано. Сама заинтересовалась буквами еще года в 2. Сейчас ей 4,5 года- знает как читаются все слоги, но в слова пока тяжело связать слоги. Не заставляла ни разу — всегда ее инициатива. Я считаю, что не нужно заставлять ребенка учить буквы, ну и если сам хочет — обучение должно происходить в форме игры.

  2. Да, Мария, так и есть. У нашего консультанта — воспитателя детского сада в только что выпустившейся группе была девочка, которая уже в 4.5 года читала как взрослый человек. Причем понимала прочитанное. Тихая, скромная девочка, за которой ухаживали все мальчики из группы.
    Ее мать сама удивлялась такому феномену. Проявляла интерес к чтению тоже где-то с двух лет. Залезала под кровать и с фонариком пыталась читать. И детвора в группе брала с нее пример.

  3. Я мама 3 детей. Старший вот первоклассник. Еще с раннего детства я замечала, что мой сын любит счет и цифры. Чуть позже ему стали нравится иностранные слова из мультиков. Он их очень легко запоминал. Из детского сада его хвалили за счет и математику. В школе в математике он тоже первый в классе, а вот с буквами у нас катастрофа, но надо заставлять, я вижу что ему это не очень нравится, особенно когда он забывает букву или путает. Но когда у него получается, то он рад.

    Еще проблемой является, то что у нас все сельские школы на белорусском языке, дома и в жизни он мало где используется. И эму очень трудно произносить правильно звуки свойственные белорусскому языку, такие как например твердое Г, или Ч. И у нас очень хорошая учительница она просит хоть немного говорить с ребенком на том языке, который в школе, чтобы прошла адаптация. И я старюсь дома ему все перевести. Главное это поддержать и если ребенок не понимает научно, то может понять в игровой форме. Вот игровая форма, как раз свойственна для моего ребенка. И я не понимаю почему из первого класса у нас убрали кассы букв и слогов. Мы как раз играя в буквы из кассы хорошо научились и слоги, и слова складывать и читать. Занятия важны и в школе, и дома. Но не много, так как у детей очень быстро пропадает интерес, и я уже много очень встречала деток и родителей, которые заранее и буквы и читать, и даже писать учатся задолго до школы им потом в школе совсем не интересно.

  4. Согласна с тем, что у читающих родителей вырастают читающие дети. У меня родители книголюбы и мы с братом рано стали проявлять интерес к книгам. Теперь я сама мама и переживаю за то, как буду прививать любовь к чтению у своего сына. Нам год и четыре месяца, пока книжки для малышей и кубики с буквами вызывают лишь желание погрызть их. Очень боюсь, что после выхода из декретного отпуска на работу, не будет хватать времени заниматься с ребенком — характер работы такой, что часто приходится работать сверхурочно и даже в выходные и праздники, да и обязанности по дому никто не отменял.

  5. Согласна с автором статьи — заниматься с ребенком чтением нужно в первую очередь, нам, родителям, а не воспитателям в саду. Моему сыну скоро четыре года, буквами интересуется, знает почти весь алфавит, но в слова пока не складывает. Кубики Зайцева очень заинтересовали. И правильно написала Айнур — если родители любят читать, полюбят и дети.

  6. Очень хорошая статья, спасибо! Обязательно буду использовать материал в работе с родителями (я работаю в детском саду).
    Можно еще отметить, что появилось много организаций, предоставляющих платные услуги по подготовке детей к школе, обучению дошкольников чтению. В нашем саду тоже есть такая услуга.
    Конечно, успешность подготовки во многом зависит и от особенностей самого ребенка, и от заинтересованности родителей, от того, насколько дома поддерживают интерес ребенка к будущему учению, чтению дома книг, первым успехам.

комментарии закрыты.