Что такое дезадаптация первоклассника и к чему она может привести

дезадаптация этоШкольная дезадаптация может случиться с каждым первоклассником. По мнению детских психологов, причина отставания в учебе ребенка – первоклассника – его дезадаптация к школьным условиям.

И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша. Что же такое дезадаптация школьника?

Школьная дезадаптация это комплекс проблем


При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.

И тогда бывает так, что ребенок:

  • боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.

Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.

Почему возникает школьная дезадаптация

Трудности привыкания ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями его школьная дезадаптацияличности, так и неправильным воспитанием в семье.

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, часты неоправданные перепады настроения.

Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?

  • Ребенок плохо учится по всем предметам. Возникает в результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также из-за отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей.
    Рекомендация: вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учебы, не сформированы у вашего ребенка, постарайтесь следовать советам учителя.
     
  • Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все.
    Рекомендация: побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребенка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребенка, которому и так нелегко.
     
  • Малыш часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно причины школьной дезадаптацииустает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорит о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома.
    Рекомендация: постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня.
     
  • Малыш боится школы. Чаще такие дети приходят из неблагополучных или разводящихся семей.
    Рекомендация: ребенку нужна помощь психолога.
     
  • Малыш хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он недисциплинирован, плохо учится. Поведение ребенка может объясняться несколькими причинами: в семье с ним обращаются как с маленьким, стремятся как можно дольше удержать его в детстве; ребенок психологически не готов к школе; дома неблагоприятная ситуация, поэтому школа в данный момент его не интересует.
    Рекомендация: нормализовать обстановку в семье; обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом. Вместе с педагогами школы формировать готовность ребенка к учебе.
  Узнайте, какие ошибки родители совершают чаще всего при переходе ребенка из детсада в школу (читать здесь), а также как обеспечить преемственность детского сада и школы (читать здесь).
дезадаптация это

Профилактика школьной дезадаптации


Вот ряд рекомендаций для родителей.

  • Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет. Советуйтесь с детским психологом.
     
  • Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.
     
  • С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям.
     
  • Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в профилактика школьной дезадаптацииразличные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить.
     
  • Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.
     
  • Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах.
     
  • Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми.
     
  • Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма.
     
  • Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок.
     
  • Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы.
     
  • На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность.
     
  • Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.
Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Советы хорошие, постараемся воспользоваться, для нас это актуально. Дочери 5 лет, ходит в подготовительную группу детского сада и на следующий год планируем идти в школу. Но сомнения пока есть, ведь 6 лет исполнится только в августе. Адаптация к детскому садику у нас проходила долго, очень надеюсь, что к школе подготовимся морально хорошо. Пока есть время, работаем над собой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ