Почему ребенок не понимает слово нельзя

ребенок не понимает слово нельзяРебенок не понимает слово нельзя. С этим обязательно надо что-то делать.   Слово «нельзя» имеет двойственную природу. С одной стороны существуют жизненные ситуации, в которых этот ограничитель может сыграть крайне важную роль, но не все люди его понимают и, более того, даже не стремятся выполнять. С другой стороны, причины неправильного восприятия этого слова кроются в заложенных в детстве стереотипах.

Родители дошкольников часто сталкиваются с одной достаточно распространенной проблемой: ребенку говоришь «нельзя», а он делает все наоборот или начинает капризничать и впадать в истерику. Пользоваться этим словом надо осторожно, чтобы не навредить и не направить развитие характера в ненужную сторону.

Маленький ребенок – это исследователь, который хочет познать все вокруг себя. Он не любит препятствий, в том числе в виде запретов со стороны взрослых. Эти запреты вызывают еще большее любопытство и сопротивление. Однако это касается не только маленьких детей. Подростки также часто идут против родителей, совершая свои поступки тайно или в открытую проявляя бунтарское поведение. По этой причине родителям важно знать, как правильно говорить слово «нельзя», в каких случаях и как часто его надо использовать.

Как возникает понимание запретов у ребенка

Младенец еще не осознает, что есть вещи, совершать которые запрещено и опасно. До того, как ребенок встал на ножки, это и не имеет смысла, ведь малыш не лезет никуда. Однако с началом ходьбы проблем у родителей прибавляется: приходится постоянно останавливать подвижного ребенка. Некоторые взрослые делают ошибку, постоянно, много раз, повторяя слово «нельзя». Избыток ведет к обратному эффекту – малыш перестает его воспринимать, это слово становится просто фоном ворчливой мамы или бабушки. В итоге управлять поведением ребенка становится все тяжелее.

слово нельзя в воспитании ребенка  Ситуация осложняется в возрасте 3-х лет, когда наступает кризисный период. В это время многие дети резко изменяют свое поведение, перестают слушаться взрослых, иногда могут биться в истерике, если не получают то, что хотят. Резкие окрики, одергивание, использование слов с частицей «не» эффекта не имеет. Родители хотят знать, когда ребенок начинает понимать слово нельзя, чтобы его эффективно использовать. К трехлетнему возрасту малышу известны уже некоторые запреты, но ему бывает сложно контролировать себя из-за естественного любопытства, толкающего на исследования окружающего мира.

Понимание этого слова зависит и от способов, которыми обучали ребенка, методов воспитания и воздействия. Обычно спокойные родители, которые вдумчиво и в положительном ключе объясняют ребенку, что разрешено, а что нет, добиваются наилучших успехов в воспитании, а дети быстрее понимают, что при слове «нельзя» следует остановиться.

Особенности детской психики таковы, что использовать это слово желательно в действительно опасных случаях, когда требуется обязательный запрет на действия, например, при попытках залезть в электрическую розетку или на окно. Однако при этом следует не просто запрещать, а в понятной форме объяснять, почему не следует этого делать.

Как правильно использовать слово нельзя в воспитании детей

Слова – это воздействие на поведение и мысли. Применять их необходимо разумно. Есть несколько правил, которые помогут правильно использовать слово нельзя в воспитании ребенка.

  1. Так как дошкольник негативно реагирует на запреты, необходимо не просто когда ребенок начинает понимать слово нельзязапрещать, а объяснять, почему родители придерживаются этой позиции. Чем меньше малыш, тем проще должно выглядеть объяснение.
     
    Однако в некоторых случаях все равно придется учиться на собственном опыте. Например, ребенок не поймет, что такое горячо, не коснувшись горячей кружки. Родителям стоит объяснять детям последствия их действий. Делать это следует в положительном ключе. Взрослые при этом должны вести себя спокойно и мудро. Конечно, бывают ситуации, когда требуется резкий окрик «стой», но использовать его необходимо только в случаях, реально представляющих опасность. Объяснять ребенку что-либо важно в то время, когда он находится в спокойном эмоциональном состоянии, так он лучше усваивает информацию.
     
  2. Используйте в речи как можно реже слова с частицей «не». Наша психика устроена интересным образом. Мозг, в том числе ребенка, не воспринимает отрицательную частицу, то есть, говоря «не делай», на самом деле мы даем команду делать, то есть приставку «не» ребенок практически не слышит.
     
    Особенно опасно, если в вашей речи присутствует очень много негативных слов – они становятся просто фоном, на который малыш уже не реагирует.

    Вместо того, чтобы говорить, что делать нельзя, следует объяснить, как необходимо поступить. Ребенок хочет сделать больно животному? Объясните, что собака все чувствует, что с ней надо обращаться бережно, кормить.
     

  3. Вместо запрещающего слова лучше дать ребенку право выбирать, какие действия совершать. Это одновременно приучает к самостоятельности.
     
  4. Используйте слово нельзя как можно реже. Его следует заменить другими словами, как сказать ребенку нельзяимеющими более конкретное значение. Если малыш бежит в сторону дороги, мама может сказать ему «стой, там машины».
     
    Необходимо не просто запрещать, а обратить внимание на опасность, то есть ребенок должен знать, почему совершать это действие не рекомендуется. При попытке совершить что-то неправильное, малыша можно отвлечь на другое действие. В день психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не чаще трех раз, иначе малыш перестанет на него реагировать.
     
  5. Определите для себя и ребенка запреты, которые должны действовать обязательно. Они должны иметь действительно весомые причины: опасная дорога, окна, бездомные животные, электрические розетки и т. д.
     
    К подобным вещам запреты должны действовать всегда. Взрослым необходимо договориться между собой, к чему не допускать ребенка.

    В некоторых семьях бывает так, что мама говорит нет, а бабушка разрешает. Получаются разногласия, которые приводят к тому, что малыш перестает слушаться, а в итоге риск несчастных случаев повышается.

Для того чтобы реже произносить запрещающее слово с негативной окраской, следует как можно лучше обезопасить квартиру и убрать вещи, которые ребенку трогать не следует. Конечно, невозможно оградить ребенка от неприятностей полностью, но это и не нужно.

Общение с дошкольником и школьником в положительном эмоциональном состоянии, объясняя, что можно делать вместо запретов, принесет гораздо больше результатов, а ребенок будет расти спокойным и уверенным в себе.

Зная, как сказать ребенку нельзя, родители смогут гораздо эффективнее им управлять, но при этом воспитывая личность, не боящуюся запретов, а сильную и независимую.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Мой сын в этом смысле совсем неуправляемый! Ему полтора годика, он все прекрасно понимает. НО! Все-равно делает все назло. Я уже устала, не знаю как бороться — и крики, и уговаривания не помогают. Что самое страшное — он напоминает меня в детстве и сейчас. Боюсь представить, что будет дальше.

  2. Мы столкнулись с этой проблемой в год, когда ребенок начал активно бегать и все крушить. Сначала я ребенку все запрещала, говорила нельзя и психовала от непослушания. Услышав слово «нельзя», ребенок весело хихикал и удирал в другую комнату с куском обоев в зубах. После чего я просто перестала ему запрещать все подряд и уже через 3 дня ему самому надоело отрывать обои, выдвигать все шкафы и выбрасывать из них содержимое. Опасные вещи, например, провода и розетки конечно остались под запретом. В этом вопросе еще очень важно договориться с бабушками, так как они говорят слово «нельзя», улыбаясь и ласково, после чего ребёнок тут же идет делать запретное, считая, что получил одобрение!

комментарии закрыты.