Как вы считаете, у вас одаренный ребенок

как развить способности ребенка Как развить способности ребенка и что такое одаренный ребенок? Вы услышали от воспитателя в детском саду или от учителя в школе восхищение по отношению к вашему малышу: ”Какой одаренный ребенок!”. Вы уже знаете, когда проявилась эта одаренность? А может просто воспитатель или учитель хотят вас по какой-то причине задобрить?

На самом деле тема развития способностей у детей очень важна для будущего, для взрослой жизни. Нет сомнений, все родители хотят для своих детей добра. Но далеко не все понимают, как обнаружить способности, как развить способности ребенка, что и когда для этого делать.

Внимание!
Чем раньше вы поймете способности своего ребенка, чем раньше вы начнете их развивать, тем успешней будет его (ее) взрослая жизнь.

Что такое способности

Способностями и их развитием занимается наука психология. Скучно, конечно, обращаться к научному определению, но иначе можно не понять сути работы по развитию способностей.

Важно
Способности относятся к свойствам конкретной личности. Запомните – это свойства.

Если ребенок в детском саду или в школе демонстрирует какие-то знания или умения, то это не способности. Это просто наличие знаний или умений. А вот быстрота, глубина и прочность овладения этими знаниями или умениями свидетельствуют о наличии способностей. То есть, чем быстрей и качественней ребенок будет овладевать способами и приемами, принадлежащими к какой-то деятельности, тем он способней. Психология еще отмечает, что все эти навыки у способных детей должны выступать как психический регулятор, побуждающий детей их осваивать.

Большинство родителей наверняка слышали, что способности начинаются с задатков (“у вашего ребенка тааакие задатки…”). То есть задатки сигнализируют о возможностях вашего ребенка. Задатки разделяют на:

  • первичные. Природные особенности, полученные при рождении.
  • вторичные. Особенности, созревшие в ходе развития.

К задаткам можно отнести строение тела с точки зрения анатомии и физиологии, особенности двигательного аппарата, особенности строения органов чувств (экстрасенсорика), особенности нейродинамических свойств мозга (наверняка вы слышали о правом и левом полушарии и за что они отвечают) и т.д.

Вот эти индивидуальные характеристики и являются природными задатками. Здесь следует заметить, что сами по себе задатки не гарантируют, что имеющиеся ВОЗМОЖНОСТИ перерастут в способности. В зависимости от отношения родителей (а также помощи детского сада и школы) к воспитанию малыша задатки (возможности) могут реализоваться в виде способностей, а могут просто атрофироваться за ненадобностью.

К сведению
Перерастание задатков в способности целиком зависит от родителей! Именно в руках родителей будущее благополучие детей.

Как развить способности ребенка. Виды способностей

одаренный ребенок  Естественно ребенок не может иметь всеобъемлющие задатки. То есть не стоит ожидать, что ваш малыш будет суперменом. Однако наличие возможностей в какой-либо области можно ожидать. Обнаружение этих возможностей вполне по силам любым родителям. Надо всего лишь быть внимательными к своим детям и понимать, как распознать у них задатки к чему либо, в чем именно они могут быть лучше, чем остальные.

Только не стоит переводить поиски задатков в болезнь – “У нас одаренный ребенок”. Все должно быть естественным, иначе, если задатки так и не разовьются, вы сделаете больно себе и у своего же ребенка разовьете комплекс неполноценности.

На что же обратить внимание. Психологи давно провели структурный анализ и выделили несколько видов или типов способностей, задатки которых вы можете обнаружить:

  • Общие умственные способности. Таких детей называют умными. Их видно сразу в коллективе, на фоне остальных. Они хорошо все помнят, быстро осваиваются в незнакомой среде, правильно реагируют на изменения обстановки, без особых проблем справляются с возникающими проблемами (естественно с проблемами детского уровня).
     
  • Музыкальные способности. Прежде всего, это наличие музыкального слуха. Еслимузыкальные способности ваш ребенок может с легкостью воспроизвести ритм, это говорит о его музыкальности. А дальше на ритм может быть наложено умение воспроизвести мелодию или воспроизвести танцевальные движения. Может быть “музыкальному” ребенку легко дается обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.
     
  • Литературные. Эти задатки могут проявиться уже к пяти годам. Ест детки, которые уже читают без напряжения к этому возрасту. И они же бегло пересказывают прочитанное с элементами вставки придуманного. Этих детей можно обнаружить по хорошо развитой наблюдательности и воображению. В разговоре с ними становится понятным все сказанное ими, поскольку у них выразительная речь. Мыслят они образами.
     
  • Конструктивно-технические. По большей части этот вид касается мальчиков. Они учатся понимать работу механизмов, разбирая игрушки на детали. Так непроизвольно у них развивается комбинаторное и пространственное мышление.
     
  • Физические или спортивные задатки. Целый комплекс физических параметров (гибкость, скорость, выносливость, координация движений и пр.) может позволить найти задатки будущего чемпиона профессиональным тренерам. Не секрет, что девочки в художественную гимнастику (да и в спортивную) приходят уже в пять – шесть лет. И уже в этом возрасте видно, кто на что способен.
     
  • Учебные. Не каждый школьник в состоянии быстро понять, проанализировать и начать применять в жизни знания, полученные на занятиях. Из детей с учебными задатками вырастают ученые с мировыми именами, преподаватели ВУЗов, которые в состоянии доходчиво объяснить учебный материал.
     
  • Художественно-изобразительные. Чаще эти задатки называют творческими способностями. Хотя в это понятие входят правильная оценка пропорций увиденного, определение цвета и фактуры, умение выделить в окружающем пространстве интересные детали и особенности, возможно не видимые другими.
     
  • Математические. Дети с этими задатками запросто решают сложные задачи, развитие способностейхорошо запоминают математические формулы.

Вышеприведенные виды и типы задатков не заканчивают список. Например, сложно сказать, какие задатки могут быть у будущего ведущего хирурга. Да, конечно, это любопытство по отношению к “устройству” животных, людей. Но это только внешние задатки.

Все описанные задатки возникают с рождения (и даже в процессе внутриутробного развития).

После осмысления этого материала, вы уже способны самостоятельно оценить одаренный ребенок у вас или нет. Если вы увидели какие-то задатки, то от ваших действий зависит, разовьются ли они в способности или нет. Кстати, не забывайте о скрытых способностях. Приглядывайтесь к своему ребенку.

Как развить способности ребенка

способности ребенка  Если ребенок трудолюбив, имеет цель в жизни, при этом старается приобрести определенные навыки и умение, то это еще не является прямыми показателями способностей. Способный ребенок может быть и лентяем, а неспособный достичь хороших успехов в учебе.

Способности могут проявиться у ребенка как в раннем возрасте, так и спустя некоторое время, а иногда и во взрослой жизни. Способности проявляются или в отдельном предмете или в нескольких сразу, у каждого по-разному.

Несмотря на то, что способности — это врожденные особенности, их можно и нужно развивать. Развитием ребенка надо начинать заниматься как можно раньше. Еще когда ребенок находится в утробе матери, с ним можно разговаривать, читать ему стихи и сказки, ходить на выставки, слушать музыку. Пусть беременность матери будет наполнена позитивом!

Когда ребенок родился, то продолжайте занятия. Считается, что до трех лет происходит основное развитие. В этом возрасте с ребенком занимаются физическими упражнениями, развитием речи, танцами, музыкой, развитием мелкой моторики рук (рисованием, лепкой, вырезанием и прочим). Когда у ребенка все получается, то обязательно хвалите его, а если нет, то не ругайте, помогите, подскажите, объясните.

Далее по возрасту необходимо, чтобы ребенок получал представление о разных предметах и видах деятельности. Дайте своему чаду попробовать заниматься различными занятиями, только тогда он сможет понять, что ему интересно и при этом легко дается.

Когда ребенок (скорей всего с вашей помощью) определяется, что ему интересно, то тогда он начинает развиваться в этой области.

Внимание!
Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься чем-либо, необходимо вызвать у него интерес. В этот момент прислушивайтесь и наблюдайте за своим ребенком. Если занятие доставляет ему удовольствие, то поощряйте эти занятия.

музыкальные способности  А если ребенок идет, например, в музыкальную школу как на каторгу, то вы можете навредить ему, загубив другие таланты. Поэтому стремитесь, чтобы ребенок получал положительные эмоции и удовольствие.

Когда ребенок начинает учиться в школе, то необходимо выявить в каких предметах он преуспевает. И если у него проявляются способности к определенной дисциплине, то и нагрузка в этой области должна быть соответствующей. Расслабление не пойдет ребенку на пользу.

Если у ребенка проявляются интерес и способности вне школьных предметов, например, танцы, музыка, рисование, спорт, то нельзя отмахиваться от таких увлечений. Наоборот способствуйте их развитию. Найдите для ребенка качественную секцию или кружок.

Подведем итог

  1. Развитием ребенка необходимо заниматься с самого рождения и даже в утробе матери.
  2. Занятия должны доставлять ребенку удовольствие и выполняться с интересом.
  3. Предоставьте ребенку как можно более широкий выбор различных видов деятельности.
  4. Хвалите ребенка за успехи и помогайте в случае неудач.
  5. Если у ребенка проявились способности, то следует увеличить нагрузку в этом виде деятельности.

Помогите своему ребенку, ведь от этого зависит и путь его развития, и успех в жизни.